Семинар - практикум для родителей на тему: «Игры со строительным материалом детей младшего возраста»

       Уважаемы родители! Сегодня мы пригласили Вас на семинар - практикум, где вы познакомитесь с тем, как происходят игры - занятия в детском саду с одним из продуктивных видов деятельности - конструирование, и как можно организовать эти игры дома.

Маленькие дети очень любят играть с кубиками, они могут в течении получаса самостоятельно строить из них всевозможные конструкции. Но если вашего малыша не интересуют кубики и он к ним равнодушен, то он лишился очень интересного, увлекательного и весьма познавательного вида игры - конструирования. Как же заинтересовать малыша? А ответ самый простой, нужно самому вернуться в детство. Ваша заинтересованность, азарт, увлеченность передадутся ребенку и если он увидит маму или папу играющих с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он с удовольствием станет помогать вам строить и самостоятельно играть. Я дам вам несколько советов, как сделать игру увлекательной и интересной. Наверняка у вас сразу возникнет вопрос: "С чего начать?", прежде всего начните со знакомства с деталями и частями конструктора, лучше всего в младшем возрасте подойдут деревянные кубики. Расположитесь удобно на полу, ваш малыш не так будет уставать, как сидя за столом, он сможет поменять позу, встать на четвереньки, лечь на живот и т.д. Для того чтобы ребенок усвоил названия форм строительного набора используйте особый приём - опредмечивания. Ведь любая геометрическая форма похожа на какой - то известный малышу предмет. Например треугольная призма похожа на крышу дома, поэтому назовем её крышей, а параллелепипед похож на строительный кирпич - значит это кирпичик, куб станет кубиком и т.д. и не беда, что малыш сразу не усвоит название геометрических форм, в дальнейшем он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду. Заинтересовать ребенка и включить в игру поможет вам любая сказка, короткий рассказ, или же сюрпризный момент. Игра «Гараж», «Теремок».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Для решения этой важной задачи в своей практике применяю такой дидактический материал как «Палочки  Кюизенера»  «Блоки Дьенеша». Эти материалы, разработали  ученые Х.Кюизенер и Дьенеш. . Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

Можно использовать палочки, начиная с младшей  группы:

Игра " Найди такую же".

Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

Игра " Коврик для кошечки".

Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

Игра " Лесенка для зайки".

Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

Игра " Поезд".

Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.

Игра " Построим забор".

Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Так же для работы с палочками Кюизенера можно использовать следующие задания:

- выложите на столе палочки, перемешайте их. Покажите по очереди белую, синюю, красную. и т.д.

- возьмите в правую руку столько палочек, сколько сможете удержать, назовите цвет каждой палочки.

- покажите не красную, не жёлтую...

- найдите закрытыми глазами в наборе палочки одинаковой длины.

- найдите и покажите палочку короче синей, чёрной... длиннее красной, жёлтой...

- возьмите 2 белые палочки, положите близко друг к другу, найдите палочку в наборе такой же длины.

С каждым годом задания, игровые упражнения усложняются, но умение детей рассуждать, думать, сопоставлять, сравнивать делает знакомство с элементарными математическими представлениями увлекательным.

Для успешной работы по формированию элементарных математических представлений педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

- поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Работу с блоками Дьенеша начинают  во второй младшей группе с того, что дети самостоятельно рассматривают фигуры. Во время этого процесса, дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Затем можно предложить самые простые игры.

1. «Разложи фигурки по цвету в тарелочки».

2. «Сделай домику крышу определенного цвета».

3. «Разложи под фигурами такие же, но только маленькие».

4. «Разложи все фигуры по обручам: по цвету, форме».

5. «Продолжи ряд».

Игры и упражнения будут действенны только тогда, когда вы родители будите играть регулярно. Вот варианты этих игр.

Восприятие свойств предметов и явлений.

1. Группировка предметов по форме.

Цели: Научить различать геометрические фигуры. Находить предметы определённой формы в окружающей действительности, ощупывание, обводить пальцем по контуру.

  • "Чудесный мешочек". Определить на ощупь фигуры.
  • "Какая эта фигура". Назвать фигуру, обвести пальцем.
  • "Мамочку я поздравляю". Выкладывание бус, чередуя фигуры (круг, квадрат, треугольник) .
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • "Найди форму по образцу".
  • "Найди фигуру, как эта и нарисуй".
  • "Что изменилась, какая фигура исчезла".
  • "Художники".

2. Восприятие цвета.

Цели: Учить называть и различать цвета. Учить соотносить разнообразные предметы по цвету.

  • "Сложи радугу". Одна половинка радуги собрана, другую предложить собрать, называя цвета.
  • "Подбери по цвету". Подбирать предметы определённых цветов.
  • "Собери букет". Выделять в букете цветы основных цветов;назвать цвета.
  • Упражнения с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера.
  • "Построй забор из палочек по образцу"
  • "Собери гирлянду из фигур (палочек, как эта по цвету. Назови цвет.
  • "Помоги Мишке подобрать фигуры". Учить подбирать фигуры по цветам.

Хорошо так же использовать настольные игры на восприятия цветов,мозайки разные.

3. Величина.

Цели: Научить различать по величине, длине, высоте, ширине; группировать по величине (от большего к меньшему и от меньшему к большему). Закреплять названия предметов разной величины: самый большой, самый маленький.

  • "Собери пирамидку". Собрать от большего к меньшему.
  • "Закрой домики". Учить подбирать нужную дверь по ширине.
  • "Угостим кукол фруктами". Классификация фруктов по величине (выделять большую и маленькую величину) .
  • "Три медведя". Учить соотносить названия предметов по величине.
  • Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
  • "Составь гирлянду из блоков". По размеру, толщине
  • "Расставь по порядку фигуры". Попросить расставить фигуры по величине. Дети должны назвать как стояли правильно фигуры.
  • Игры на развития воображения, памяти, внимания, наблюдательности, речи.
  • "Волшебные очки". Детям необходимо представить очки разной формы и цвета. Им необходимо сказать, что бывает определённого цвета и формы.
  • "Составь фигуры из палочек". Детям предложить составить фигуры по образцу.
  • "Один-много". Учить определять количество предметов и употреблять правильно в единственном и множественном числе. Ложка-ложек; мяч-мячей; машина-машинок.
  • "Какой сок"? Учить образовывать слова. Закрепить знания о фруктах, овощах. Сок из яблок-яблочный; моркови-морковный; Затем предложить наоборот апельсиновый сок из чего (апельсина) ; Яблочный сок из яблок.
  • "Угадай чего не стало"? Развитие внимания. Определить, что исчезло.
  • "Продолжи пропущенное слово". Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. Кошка мяукает, а собака. ; Лиса мягкая, а ёж. ;

Предложить родителям самостоятельно поиграть с палочками и блоками.

Конспект подготовила Бахарева Елена Александровна

НАЗАД