Конспект совместной деятельности для детей и родителей «Школа дошколят»

Задачи:

1. Познакомить родителей с игровыми приёмами подготовки детей к школе, показать значение дидактических, развивающих игр при обучении и воспитании детей.

2. Познакомить детей с правилами поведения на уроке, уточнить знания о школьных принадлежностях.

3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность при выполнении заданий математического характера.

4. Развивать умение действовать по словесной инструкции воспитателя, умение контролировать и оценивать свою деятельность.

5. Обогащать речь детей, расширять словарный запас за счет слов, обозначающих название школьных принадлежностей.

6. Развивать внимание, память, логическое мышление.

7. Воспитывать качества, необходимые будущему школьнику, усидчивость, внимательность, умение подчинять свои интересы интересам товарищей.

Материал:

Кроссворд; 2 таблицы, расчерченных на девять квадратов (9 квадратов трех цветов) ; школьные принадлежности; 2 портфеля, мяч, мягкая игрушка, аудиозаписи.

Ход занятия:

1 часть:

Перед занятием с детьми, воспитатель проводит игру с родителями. Они сидят в кругу. В руках воспитателя  мягкая игрушка.

Воспитатель: – Уважаемые родители, совсем скоро ваши дети пойдут в школу, в первый класс! Пожалуйста, попробуйте ответить на вопросы: «Что для вас значит готовность ребёнка к школе? Какие качества должны быть развиты у ребёнка, который идет в первый класс? ».

Родитель отвечает и передает игрушку другому.

После ответов воспитатель подводит итог.

Воспитатель: – В первую очередь – социальная готовность, готовность к обучению в школе, к перемене социального статуса – статусу школьника, к новым формам общения с одноклассниками, учителями.

– Очень важна физическая готовность, его физическое здоровье, так как в школе у детей возрастают нагрузки, их ждёт систематическая учебная работа, изменение распорядка дня, сохранение вынужденной позы.

– Должны быть развиты волевые качества: усидчивость, ответственность, умение поставить цель, принять решение, проявить усилие для достижения результата.

(Если родители назовут умение считать, читать и т. д., то воспитатель скажет, что это, конечно важно, но этому научат и в школе, важнее, если ребёнок будет готов к усвоению этих знаний, т. е. если у него будут развиты такие психические процессы, как мышление, память, внимание, которые можно развить в игре. Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. И сегодня мы проведем такие игры.

2 часть:

В группу заходят дети, садятся полукругом.

Воспитатель: –Ребята, уже совсем скоро вы пойдёте в школу. Вы хотите в школу? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в игру. А в какую, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Ваши мамы пока с нами поиграют. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки ваши мамы будут вписывать в кроссворд. Когда вы отгадаете все слова, вы сможете прочитать зашифрованное слово. Это и будет ответом, в какую игру мы будем играть.

1. Если снег, и если стужа,

Если ветер на дворе,

Чтобы не был ты простужен,

Домик нужен голове. (шапка)

2. Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

3. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (осень)

4. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лёд)

5. Кафтан на нем зелёный,

А сердце, как кумач.

На вкус как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (арбуз)

Дети отгадывают, в кроссворде получается слово «Школа».

Воспитатель: – Молодцы, сегодня я вас приглашаю в свою весёлую школу. Вы скоро ребята пойдёте в школу. А вы знаете правила, которые должен знать и выполнять каждый школьник? (Дети отвечают) .

Воспитатель: – Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения, которые нужно делать в этом стихотворении.

Учитель спросит –

Надо встать. (Встают)

Когда он сесть позволит –

Сядь. (Садятся) .

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними. (поднимают руки) .

Воспитатель: – Теперь правила вы знаете, и я предлагаю вам поиграть в игру «Расставь квадратики». Нужно расставить квадратики в таблице так, чтобы в каждой строчке и в каждом столбике было по одному квадратику одного цвета.

– Ребята, вы знаете, чтобы хорошо учиться в школе, вам нужно не болеть, ведь если вы заболеете, то вам придется сидеть дома и вы можете пропустить много интересного на уроках. Поэтому, чтобы не болеть, что нужно делать?

(Дети отвечают) .

– Нужно каждое утро делать зарядку.

– Встаньте дружно по порядку на весёлую зарядку!

(Под музыку «Танцуйте сидя» из приложения к программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Воспитатель показывает движения, дети повторяют).

Воспитатель: – Если вы будете делать такую зарядку каждый день, то вы не будете болеть и будете хорошо 3учиться в школе.

(Дети садятся) .

Игра «Узнай предмет по заданным признакам».

1) Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твердый;

б) желтый, кислый, продолговатый;

в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.

2) Кто или что может быть:

а) высоким или низким;

б) холодным или горячим;

в) коротким или длинным;

г) твердым или жидким.

3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них:

а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4) Какому времени года соответствует следующее описание?

а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.

б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.

Игра «Раздели на группы».

Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.

1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

– Назови ягоды.

– Назови фрукты.

2) Название мебели. Название посуды.

Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.

3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

а) грабли, лопата – это…

б) стол, диван – это…

в) кукла, кубики – это…

г) корова, коза – это…

д) волк, лиса – это…

е) картофель, свекла – это…

ж) куртка, пальто – это…

з) зима, осень – это…

и) туфли, сапоги – это …

к) апельсин, лимон – это …

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

е) Пылесос – это … для …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.

Воспитатель: – Давайте играть дальше. И сейчас мы поиграем в интересную игру «Цепочка». Вы ведь все знаете, какие школьные принадлежности вам понадобятся в школе? Мы будем называть эти предметы. Я называю первое слово, второй игрок повторяет моё слово и называет своё слово. Затем третий игрок повторяет моё слово, второе и называет своё и т. д. Кстати эта игра хорошо развивает память.

– Молодцы. Много знаете школьных принадлежностей.

(Воспитатель достает все эти принадлежности) .

Воспитатель: – А сейчас поиграем в игру «Собери портфель». На столике лежат школьные принадлежности, а также там есть предметы, которые совсем не нужны в школе. Ваша задача – выбрать только те, которые вам понадобятся в школе.

(Дети выстраиваются друг за другом, по команде подбегают к столику с предметами, берут нужный, возвращаются и складывают в портфель). Затем проверяют.

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, что ваши мамы тоже когда-то были школьницами, им тоже приходилось собираться в школу, и мне кажется, что ваши мамы даже с закрытыми глазами смогут собрать портфель.

(Мамы с закрытыми глазами собирают портфели) .

Воспитатель: – Ну, и самое главное, что вам понадобится в школе, это внимание. Ведь если вы будете внимательны, будете внимательно слушать учителя, вы будете хорошо учиться. Давайте поиграем в игру, которая называется «Колпак мой треугольный». Эта игра требует внимания и смекалки.

(Сначала воспитатель читает стихотворение:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Затем стихотворение сопровождает выполнением определённых движений: при слове «колпак» рукой дотрагивается до головы, при слове «мой» - прикасается к груди, при слове «треугольный» - соединяет пальцы обеих рук, а локти разводит в стороны так, чтобы получился треугольник) .

Дети повторяют и запоминают слова и движения.

– Ребята, мы с вами сегодня поиграли в интересные игры, вы так внимательно слушали, отвечали на вопросы, выполняли правила игр, показали, какие вы сообразительные. Я думаю, что вы будете хорошо учиться в школе. А вам понравились игры, в которые мы с вами играли? А какие больше понравились?

Воспитатель вручает детям медальки «За отличные знания, а родителям – памятки.

Конспект подготовил педагог группы "Цветные ладошки" Бахарева Елена Александровна