Практические советы родителям и учителям, которые хотят помочь ответственному ребенку:

dad13 Помогите сверхответственному ребенку сбалансировать свою жизнь между работой и игрой. Уделяйте этим детям больше внимания и помните, что им, работающим по максимуму, требуется столь же много внимания, сколько тем детям, кто легче дает знать о своих потребностях.

Настаивайте на том, чтобы ребенок не приносил в жертву свои интересы – занятия в кружках, игру со сверстниками, спорт, художественную самодеятельность и др. – только потому, что интересы членов семьи для него выше собственных.

Пусть ребенок выполняет задания сообразно своим способностям, но не берет на себя непосильных дел. Необходимо избегать таких ситуаций, когда от ребенка ожидают слишком много и, соответственно, нагружают много.

Дайте ему знать, что очень хорошо и нормально бывает расслабляться и ничего не делать время от времени. Убедите ребенка, что он не должен везде и всегда угождать кому-то (взрослым или братьям и сестрам), радовать только других, что ничего плохого нет в том, чтобы порадовать себя, а последнее может включать и ничегонеделание.

Цените ребенка за то, «что он таков», а не за то, «что он делает». Пусть он поверит, что вы принимаете его независимо от того, преуспевает он в делах или терпит поражение.

Развивайте в нем психическую гибкость, побуждая к незапланированной, вытекающей из данного момента деятельности наряду с выполнением обязанностей и плана действий.

Поощряйте и помогайте ему распознавать у себя истинные чувства, пусть он чаще выражает их в беседе, в рисунке, в лепке, в любом творчестве.

Не оставляйте его один на один с необходимостью принимать важные решения, обеспечьте ему руководство в такие моменты жизни.

Поощряйте его успехи, разделяйте с ним радость достижений. Но в то же время дайте ему знать, что он не обязан быть совершенством во всех делах.

Будьте рядом с ним после крупных провалов, поражений. Помогите ему понять, что спокойно принять собственное поражение – это часть человеческого существования.

Убедитесь, что у ребенка есть возможность играть, расслабляться, наслаждаться своим детством с другими детьми его возраста. Пусть дети остаются детьми – шумят, дурачатся, смеются, кувыркаются, выдумывают свои глупые истории. Они не должны проводить время только со взрослыми. 

Ваш педагог-психолог Смирнова О.П.

По м-лам журнала «Семья и школа» -1991 - №10-с.40.

НАЗАД