Как предупредить возможные трудности в обучении

sad30Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уровень развития личностных качеств ребенка, а именно самооценку, самоконтроль, конформизм и потребность обучаться. Такая позиция может привести к неожиданным для родителей и ребенка, но вполне закономерным трудностям, которые выразятся в затяжной адаптации, снижении интереса и положительного отношения к школе, конфликтам с учителем и сверстниками. Коснемся подробнее ситуаций, предусмотреть которые родителям вполне по силам еще до школы.

Самооценка. Формирование самооценки происходит на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от характера общения ребенка с взрослыми и от их оценок его деятельности, поведения, личных качеств. Неумение ребенка 6-7 лет оценивать результаты своего поведения и деятельности адекватно - это результат неадекватной оценки взрослого.

В чем же состоит "ловушка" при неадекватности детской самооценки? А в том, что Ваше чадо, привыкшее только к похвалам, заранее уверенное в своем успехе и превосходстве, получив нежелательную оценку учителя, вполне может оказаться в ситуации личностного кризиса, когда будут не только эмоциональные переживания, но и распад всей учебной деятельности. Вы спросите, разве плохо, что ребенок уверен в себе, или может его не надо хвалить. Конечно надо, но хвалить, так же, как и ругать надо педагогически грамотно. Или другой вариант ребенок, которому приходиться слышать только критику и упреки взрослых, неуверенный не способный оценить свои результаты высоко, даже, когда для этого есть основания.

В школе такой ребенок будет бояться отвечать, проявлять инициативу и творчество и при неблагополучной ситуации вполне может быть отвержен и учителем и классом. Как же грамотно формировать и корректировать детскую самооценку.

Во-первых, любая похвала должна быть заслужена, она должна строго соответствовать тому, что сделал ребенок, как он потрудился, что он преодолел, насколько превзошел самого себя.

Во-вторых, никогда не связывайте оценку с личностью ребенка в целом, а давайте ее относительно только к результату. Например, маме не следует говорить: "Ты ленивый и глупый". Но вполне допустимо сказать: "Ты мало старался, не разобрался до конца".

В-третьих, следует помнить, что стратегия общения с ребенком взрослых будет разной в зависимости от того завышена у него самооценка или занижена. В первом случае хвалите ребенка только за "сверх результат" и почаще ставьте в ситуацию здорового неуспеха, когда ребенок видит свои недочеты, но сохраняет уверенность и желание исправить ситуацию. В случае, когда ваш ребенок неуверен в себе, обеспечьте его своей поддержкой, вселяйте в него веру и стремление преодолевать себя. Такому ребенку похвала может быть предоставлена авансом, то есть вперед за будущие успехи и старание.

Есть и другая "ловушка"- дети, у которых адекватная самооценка, но слабый самоконтроль и уже знакомая нам произвольность. В школе им бывает не легко сосредоточиться, заметить свои ошибки, длительно следить за объяснениями учителя. Задача родителей - почаще упражнять ребенка в умении следить за собой, контролировать себя в начале дела и в процессе его выполнения. Научите ребенка планировать любую свою деятельность, даже бытовую. Обсудите с ним, что и в каком порядке он будет выполнять, где он столкнется с трудностями, что ему может помочь при выполнении, сколько времени понадобиться. Сначала выстраивайте план вместе, учите ребенка планировать и проверять себя в процессе выполнения, постепенно предоставляйте ему возможность делать все это самостоятельно.

Это долгий совместный, но очень необходимый труд. Если вносить в эти упражнения дух соревнования и эмоционального увлечения они принесут радость и Вам и ребенку. Кроме того, формируйте у ребенка привычку сосредотачиваться на окружающем. Помогут игры "Распознаем, что происходит вокруг по звукам" или "Назови как можно больше круглых предметов в комнате". Дети эмоциональны и подвижны, им тяжело сдерживать себя и нацеливать на выполнение правила. Играйте чаще в игры, где надо строго следовать правилам. Например, "Запрещенное слово", которое нельзя произносить на протяжении игры, или "Запрещенное движение".

Именно игры помогут Вам и детям в воспитании конформизма, товарищества. В игре ребенок не должен забывать, что он взаимодействует с партнером. Учите радоваться успехам товарищей по игре, помогать им, соперничать честно. Если это будет за пределами родительского внимания, ребенок легко может попасть в "ловушку" отверженности детским коллективом или трудной школьной адаптации, когда радость учебы и общения с одноклассниками будет омрачена конфликтами. Нацеливайте ребенка на открытое общение, на сотрудничество, обсуждайте с ним в этом ключе все жизненные ситуации и упражняйте именно в таком draka поведении по отношению ко всем, кто его окружает сейчас.

И еще, не забывайте, что ребенок должен хотеть учится. Он должен осознавать, что идет в школу не потому, что так решили ВЫ, не потому, что пришло время или что в школе его ждут новые друзья. А только потому, что его потребность в знаниях и развитии стала иной. Если учебные мотивы ребенка не созрели, он быстро разочаруется, рутина школьной жизни станет тяготить его, отсутствие привычки трудиться разрушит последний оплот школьного интереса. И тогда - "ловушка" уныния и протеста захлопнется. Этого нельзя допустить, а предотвратить необходимо всей дошкольной порой, когда каждое новое знание ребенка, каждое его приобретение это труд и радость.

Если Вы не уверены, что Ваш первоклассник имеет зрелую школьную мотивацию, проконсультируйтесь со специалистом или, если возможно дайте времени завершить свое дело.

НАЗАД